Даниил Страхов: «Я понял, что требовать от себя совершенства так же глупо, как справедливости – от судьбы»

Ольга Переверзева, «Женский Журнал», декабрь, 2009 г.

Даниил - имя серьезное и строгое, тем более если дано в честь Даниила Галицкого (Страхов-старший, филолог и этнолингвист, изучал исторические труды, связанные с князем, как раз в тот год, когда Даня появился на свет). Но на съемочной площадке фильма "Ловушка", который снимает украинсткая кинокомпания "Стар Медия", Страхова никто полным именем не называл - только Даней, что и понятно: на вид ему лет 20, ресницы пушистые, улыбка доброжелательная. Правда, с журналистами он строг, но это не от вредности хорактера, а потому, что защищает границы личной территории.

Почему Страхов?

  • Потому что он сыграл молодого Максима Исаева (будущего Штирлица) в недавно вышедшем на телеэкраны многосерийном фильме "Исаев", в теперь у Даниила есть все шансы стать новым народным героем.

  • Потому что женщины от пятнадцати до пятидесяти млеют, когда видят его на экране. Его любят все, даже театральные критики: в 2001 году Даниил был поминирован на Гран-при фестиваля "Чайка" в номинации "Роковой мужчина" (за роль Дорияна Грея).

  • Потому что Страхов все-таки сумел преодолеть амплуя сахарного красавчика, доказав зрителям и режиссерам, что прекрасно справляется с серьезными драматическими ролями (напр. с ролью мерзавца Шарока в "Детях Арбата").

- Я прочла синопсис и знаю, что в "Ловушке" вы играете врача-психотерапевта, который пытается спасти свою пациентку не только от душевных мук, но и от преследований ее бывших друзей, которые когда-то совершили преступление - украли драгоценности у некой старушки...

- Да, героине противостоит ватага "плохишей", а мой герой, лечащий врач и друг, пытается помочь ей выбраться из этого водоворота событий и переживаний.


- Наверное, вам несложно работать над ролью - ведь перед глазами живой "образец", мама, практикующий психотерапевт.

- Моя мама действительно психотерапевт, но в работе над фильмом мне это не помогает и не мешает - это факт ее биографии, не моей.   

- По-моему, вы не совсем искренни. Это как если актер, выросший в актерской семье, скажет: мне все равно, кто мои родители, их профессия никак не повлияла на мой выбор.

- Знаете, чтобы сыграть врача, необязательно уметь вырезать аппендикс, а чтобы сыграть скрипача, не нужно хорошо играть на скрипке. Все остальное лежит в рамках профессиональных наблюдений. И потом, история-то не о враче, а о человеке, который хочет помочь другому человеку.


- Между прочим, Мерил Стрип, готовясь к роли учительницы музыки, научилась играть на скрипке.

-  Но концертов она не давала?

- Нет, не давала. Ну хорошо, я поняла, что тема психотерапии вам не близка. А чем вас тогда заинтересовал сценарий?

- Выбор сценария - это ведь не только выбор роли. Кино - командная история, я выбираю команды, партнеров. В течение двух лет снимался только в "Исаеве", где играл персонажа, вокруг которого крутится все действие. И теперь мне интересно побыть "подпоркой" для главной героини. Это задача не всегда благодарная, но мне достался очень хороший партнер.

- В жизни вам нравится роль "подпорки" для женщины? Как вы думаете - мужчина должен быть опорой, или в этом больше нет нужды, поскольку дамы стали самостоятельными и независимыми?

- Сложно судить, ведь каждое новое поколение с конца XIX века твердит об очередном витке эмансипации. Наверное, нас всех это куда-то ведет. Вероятно, правы социологи, что матриархат не за горами, а мужчина должен превратиться в функциональный придаток женщины. 

- Ну, это далекая перспектива. А вот что уже вполне реально - так это то, что мужчины становятся инфантильнее, а женщины - агрессивнее, что часто женщины предпочитают растить детей самостоятельно, а мужчины - обходиться и вовсе без семьи, потому что хлопот много, а отдача непонятная.


- Это и неудивительно. Государство пока отделывается от молодых семей какими-то обещаниями мифических денег, а надо создать им комфортные условия, чтобы не нужно было платить взятки за детский сад, чтобы насморк у ребенка не превращался в катастрофу, потому что педиатрия приказала долго жить... Семья среднего достатка в таких условиях задумается: стоит ли заводить ребенка? Потом им стукнет 35-40, и будет уже поздно. Конечно, играет роль и то, что женщины хотят делать карьеру наравне с мужчинами, и нежелание мужчин брать на себя лишние обязанности...

- Да, но это абстрактные рассуждения, а мне бы хотелось знать, как вы лично себя чувствуете среди женщин, которые вас окружают, ваших близких и знакомых, в вашем кругу общения. Есть ли у вас ощущение, что с гендерными ролями что-то не так?

- У меня нет такого ощущения, но мой круг достаточно ограничен, я мало с кем общаюсь.

- Почему?

-  Потому что такой я человек.

- Какие у вас отношения с возрастом? 33 года - это рубеж. С каким настроением вы его пересекли?

- Лет с тридцати сознание начинает меняться, и этот процесс у меня пока не закончился. Может, и не нужно, чтобы он заканчивался. Я стал задавать себе вопросы, которых никогда не задавал, оцениваю себя иначе, другими глазами смотрю на тех, кто моложе меня: если раньше я воспринимал 15-летних почти как ровесников, то теперь - как детей. Ведь теоретически они могли бы быть моими детьми.

- Какие же вопросы вы стали себе задавать?

- Подобные разговоры уместны только за бутылкой.

- Вы спрашивали себя: "А тем ли я занимаюсь? А мое ли это дело? И что это вообще за профессия такая - актер?"

- Я так много об этом думал в юношеские годы, что... не то чтобы успокоился, нет, - но по крайней мере понял, что актерская профессия - это и есть дело, которым нужно заниматься, дело моей жизни. Размышления в 30 лет - о себе любимом и нелюбимом, сплошная метафизика. В журнале подобные мысли выглядят пафосно и фальшиво, потому что они глубоко интимны, ими часто даже с близкими друзьями не поделишься.


- О себе нелюбимом? Судя по интервью, вы действительно не очень себя любите - я бы сказала, вы болезненно самокритичны.

- До болезни дело не доходит, но я действительно считаю, что нет ничего хуже, чем самовлюбленный мужчина. Женщине самолюбование еще можно простить, но у мужеского пола это выглядит по меньшей мере глупо. Поиск золотой средины - трезвого отношения к себе - как раз и составляет одну из личностных задач.

- Мне почему-то кажется, что ваша самокритичность связана с внешностью. Вас жутко раздражает, что окружающие воспринимают вас как красавчика, вы злитесь и едите себя поедом, хотя вашей вины, понятно, тут нет.

-  Я давно свыкся со своей внешностью, она для меня - всего лишь актерский инструмент, а на реакцию людей мне плевать. В свое время уже отыграл череду таких приблизительных красавцев, которые бродят где-то по второму плану, и смею надеяться, что уже вышел из этой фазы и в своей профессии занимаюсь чем-то другим. Доказывать с пеной на губах, что ты не "красавчик", бессмысленно, как блондинке - пытаться убедить людей, что она умная. Либо она умная, либо дура, вот и все.

- Давайте вернемся к теме метафизических размышлений тридцатитрехлетнего мужчины. Мои варианты: "Сделал ли я то, что должен был? Сделал ли я вообще хоть что-то стоящее?", или: "У меня появились морщины. Похоже, я старею. И значит, я смертен."

- Да, конечно. Все это, и еще много чего. В частности, проходит осознание того факта, что актерская профессия сиюминутна. Наивно полагать, что кто-то кроме специалистов, через 50 лет захочет просматривать те километры, терабайты цифровой съемки, которы ежедневно производятся в России или в Украине. Наивно надеяться, что ты попадешь именно в ту картину, которая останется в веках. Чем серьезнее относишься к профессии, тем острее это понимаешь.

- Неприятная мысль.

Но справедливая. Именно это понимание отличает 30-летних от юнцов. В тот момент, когда ты уже чему-то научился и чего-то достиг, ты отдаешь себе отчет, что жизнь намного талантливее тебя.

- Похоже, вы перфекционист.

- Я был им до тридцати лет. Потом пришло ощущение полноты жизни и собственной ничтожности. Я понял, что требовать от себя совершенства так же глупо, как справедливости - от судьбы.

- И наверняка к окружающим вы стали менее требовательны?

-  Стал к ним более снисходителен. Но есть вещи, которые я не могу простить.

- Сразу хочется спросить - что именно? Измену, например? Вы ревнивы?

- Наверное, да. Но я управляю этим чувством. Надеюсь. Не всегда удается.


- Какая женщина может привлечь ваше внимание?

- Я женатый человек, и пусть этот вопрос останется на вашей совести. Ответ не будет оригинальным: привлечь меня женщина может красотой, но красота - не самое важное. В киевлянках, например, больше искренности и простоты по сравнению с москвичками, наверное, потому, что Москва - жестокий город, хищницы там чувствуют себя лучше, чем девушки, не привыкшие пробивать дорогу локтями и плечами.

- Значит, искренность и простота - самые привлекательные черты?

- Наверное. А нескромность, самовлюбленность, высокомерие - самые неприятные, раздражающие меня, - как в женщинах, так и в мужчинах, и в себе самом. Это качетства, которые мне были изначально присущи и от которых я с таким трудом избавлялся.

- Что, кроме денег, вам дает профессия? Вы получаете удовольствие, проживая чужую жизнь, превращаясь на время в другого человека?

- От всех этих баек о перевоплощении - ах, я почувствовал себя Моцартом! - веет какой-то дурновкусицей. Возможно, я недостаточно талантлив...

- То есть вы, как я понимаю, получаете удовольствие от хорошо сделанной работы, и в этом смысле ваша профессия ничем не отличается от профессии журналиста или, скажем , столяра?

- Нет, все-таки отличается. Каждая роль - возможность заглянуть в себя сквозь маску другого человека. Ведь мы знаем себя процентов на 5-10, не более. Психотерапия потому и процветает, что паразитирует на человеческом желании разобраться в своем душевном мире. А это можно сделать разными способами, в том числе с помощью кино и театра.

- В чьей маске вы хотели бы побывать?

- Вообще к ролям отношусь утилитарно: пришла - значит, моя, не пришла - не моя. Так что никаких особо желанных ролей у меня до последнего времени не было. Но недавно я перечитал Гамлета и почувствовал острое желание попробовать эту роль - неважно, в кино или театре. Скорее всего, когда артисту кажется, что он правильно понимает подобный драматургический материал - это большое заблужедение. Но ко мне пришло собственное, внутреннее понимание того, что движет этим загадочным персонажем. Впрочем, это не манифест, я не собираюсь бегать по Москве и предлагать себя на роль Гамлета.

- Вы верите, что наши самые заветные желания всегда сбываются?

-  Одни сбываются, другие нет, третьи - лучше бы и не сбывались. Случалось, я благодарил судьбу за то, что произошло, но одновременно осознавал: придется платить за свою готовность чем-то пожертвовать, поступиться ради своих страстей и желаний.

- К 33 годам вы наверняка поняли о женщинах что-то такое, чего не понимали в 20 и чем непременно поделитесь со своим будущим сыном или с сыном приятеля.

К 33 годам я ничего не понял о женщинах, и наверное, это неплохо - иначе зачем огород городить?