/

Учитесь падать

Глеь Ситковский, Газета, 5 июля 2004 года.


Роберт Стуруа поставил "Ромео и Джульетту"

Роберт Стуруа считается в российской столице главным специалистом по Шекспиру - только благодаря ему в актерских биографиях Константина Райкина и Александра Калягина сравнительно недавно возникли роли Гамлета и Шейлока. Нет ничего удивительного в том, что продюсерский центр «Глобус», замыслив подарить Москве очередной спектакль «Ромео и Джульетта», позвал именно Стуруа и никого другого. Премьера при большом стечении народа прошла на сцене Театра имени Пушкина.

Ажиотаж вокруг премьеры объясняется необычайной плотностью звездных имен в программке нового спектакля. Неизвестных фамилий в колонке справа (там, где исполнители) нет в принципе. На каждую роль, даже мелкую, были званы только те, чье лицо хоть раз да мелькнуло на какой-нибудь глянцевой обложке. Анализа программки достаточно, чтобы понять: сам Стуруа к кастингу не имел ровно никакого отношения, а актеров в целях оптимизации билетораспространительного процесса придирчиво отбирали продюсеры. Помимо рейтингов популярности действовали, судя по всему, и возрастные ограничения. На сцену был категорически воспрещен вход лицам старше сорока. Для сохранения правдоподобия режиссеру пришлось даже принять некоторые меры: синьор Монтекки в исполнении 37-летнего Гоши Куценко заполучил у бутафоров инвалидную коляску, а синьор Капулетти (30-летний Сергей Фролов) опирается на палочку.

Кокетливый слоган «Время любить» возник на афише нового спектакля тоже, как подозреваю, без всякого участия Роберта Стуруа. Если бы выбор предстояло делать ему, то он уж, наверное, вынес бы в подзаголовок что-нибудь другое. Например, «Время умирать». Или, может быть, даже «Время падать». Не припомню другого спектакля, где режиссер по пластике с таким тщанием отрабатывал бы с актерами элементы сценического падения. Умение падать замертво, а затем бодро оживать демонстрируется зрителю еще в начальных сценах: после стычки слуг все Монтекки, высыпавшие на сцену, неожиданно скапулеттятся, а Капулетти безвременно откинут свои монтекки. Полежат немного, изображая покрытое трупами поле брани, и снова ринутся в бой. Больше всех игра «замри, умри, воскресни» полюбилась Меркуцио - перед тем, как погибнуть не понарошку, весельчак в исполнении Анатолия Белого многократно репетирует сцену своей картинной смерти. Это фирменная ирония Роберта Стуруа, насмехающегося над тщетой человеческой жизни, - как же ее не узнать? Роль задника в его спектакле исполняет композиция художника Мириана Швелидзе - парафраз на тему «Сотворения мира» Микеланджело, где из каждого облачка высовывается по божественной длани, но нет и намека на встречное движение адамовой руки.

С иронией и нежной усмешкой прописана режиссером и вся линия Ромео и Джульетты. В сцене их первой встречи на балу Стуруа отнял у Юрия Колокольникова и Натальи Швец все изощренные шекспировские стихи и придумал взамен этого трогательную пантомиму, где поцелуи двух ласковых и неуклюжих кутят сами находят себе дорогу. Не обошлась без режиссерских шуток и сцена на балконе. Реплику не желающей расстаться со своим возлюбленным Джульетты «Сто тысяч раз прощай» Стуруа воспроизвел буквально: пока не рассветет, зачарованные любовники будут повторять друг дружке «спокойной ночи» -- трижды будет гаснуть свет в зале и трижды зажигаться, пока не отзвучит стотысячное «прощай».

Льва, как известно, узнают по когтям, а по отдельным, блестяще придуманным сценам этого зрелища нельзя не узнать Роберта Стуруа. Но чем дальше движется спектакль, тем меньше в нем заметен Стуруа. Второй акт оказался и не придуман, и не сыгран. Ни о какой иронии речи уже и нет. Актеры попросту таращат глаза и надрывают голосовые связки. Когда им придет срок падать на землю по-настоящему, они сделают это так же картинно, как во время своих дурашливых репетиций. Сцена гибели Ромео и Джульетты, исполненная с завываниями и демонстрацией густопсового актерского темперамента, пройдет под хихиканье в зале. Но мне, по правде говоря, было совершенно не смешно. Вампука - она и есть вампука.

http://www.smotr.ru/2003/2003_sturua_rd.htm

comments powered by Disqus