/

РОССФИЛЬМ кинокомпания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

группа компаний
"РЕНОВА"

ПРЕДСТАВЛЯЮТ

ФИЛЬМ ТАТЬЯНЫ ВОРОНЕЦКОЙ «НАТУРЩИЦА»

В ПРОКАТЕ С ИЮНЯ 2007 ГОДА

Жанр фильма: драма 

Режиссер-постановщик: Татьяна Воронецкая 

Сценарий: Дмитрий Соболев (по мотивам рассказа Юрия Нагибина "Трое и одна и еще один") 

Оператор-постановщик: Николай Немоляев 

Продюсер: Татьяна Воронецкая 

Художники: Игорь Лемешев, Юрий Осипенко 

Композитор: Дмитрий Курляндский 

В ролях: Виктория Толстоганова, Даниил Спиваковский, Николай Фоменко, Даниил Страхов, Марк Рудинштейн, Татьяна Кравченко, Виталий Егоров, Евгения Полякова и др. 

Аннотация

Она была светской львицей. Художники писали ее портреты, а поэты посвящали стихи. Но сейчас Софья Пшебышевская приезжает в Тифлис в кампании господина Эшенбаха, который подчеркнуто сдержан и даже холоден. Их взаимотношения - словно сжатая пружина, готовая лопнуть в любой момент. Вот только когда это случится? Даниил Спиавковский и Виктория Толстоганова в прекрасно разыгранной драме столкновения двух миров, где фоном служат события предреволюционной России. 

Мнение критики


Необычный для сегодняшнего кино взгляд в Серебряный век без ностальгии и попыток отыскать актуальные мотивы: они есть, но совсем не выпячиваются. Стилизация под старую мелодраму - дело тонкое, и такие попытки часто балансируют на грани фола. В данном случае всю затею спасает юмор, заставляющий вспомнить золотую эпоху грузинского кино -- не только из-за места действия, но и по интонации. В целом это приятный пример кино, не старающегося показаться современным, и в то же время не бессмысленного "ретро". 

Андрей Плахов
Картина Татьяны Воронецкой "Натурщица" произвела на меня сильнейшее впечатление. Оно связано, прежде всего, с тем, что стилистика картины резко отличается от стилистики так называемого "нового" русского кино. Фильм многослоен и наполнен всевозможными смыслами. 
Все нюансы человеческих отношений, все их психологические тонкости - еще одна важная тема этой картины. И раскрыта она великолепно. Это редкий случай того, что я называю любовью к деталям. И эти детали чрезвычайно четко, ясно и понятно обозначают и доносят до зрителя характеры героев. 

Виталий Вульф

"Натурщица" - произведение по-своему уникальное, поскольку оно сочетает в себе изящную стилизацию в традициях грузинской живописи, размышления о судьбах российской империи накануне серии кризисов ХХ века в преддверии грядущего распада и замешанную на страсти и латентной эротике личную драму героини. 

Кирилл Разлогов

Синопсис фильма

Начало прошлого века. В жаркий, летний Тифлис из-за границы приезжает загадочная пара.  Кто они, что их связывает, зачем они здесь?  Она прекрасна. С ее лица не сходит улыбка, ее движения легки и грациозны. Ее поступки спонтанны и интуитивны. Ее окружение - талантливые и импульсивные художники и поэты,  умеющие чувствовать тонко и любить страстно. Она - воздух, невесомый, прозрачный. Он же, напротив, сдержан, сосредоточен и подозрителен.  Он - человек дела, фантазиям и мечтам он предпочитает определенность. Он ревнует ее и хочет обладать ею безраздельно. Но как можно запереть в клетке, пусть даже золотой,  дуновение ветра? 
Каждый из них живет своими переживаниями, сомнениями и воспоминания. А тем временем в Тифлисе начинают происходить странные события. В городе появляется некая подпольная организация, которая распространяет революционные листовки. Ситуация грозит выйти из-под контроля. Атмосфера накаляется, предвещая надвигающуюся катастрофу В водовороте событий оказываются судьбы отдельных людей и судьба целой страны.  
Каждый зритель найдет в этом фильме что-то свое. Лирик - захватывающую любовную историю, замешанную на страсти и ревности, любитель экшна - загадочную детективную политическую интригу, ценитель прекрасного обратит внимание на изысканность съемки и колоритность изображения, интеллектуал откроет в картине глубокие, философские смыслы. 
"Натурщица" - новое, яркое, многогранное кино, каждая грань которого мастерски выписана. Картина не только захватывает воображение зрителя каждым кадром, но и оставляет долгое послевкусие.   

Авторы проекта о работе над фильмом

Даниил Спиваковский:

В сценарии меня привлекла именно любовная история, которая разворачивается на фоне зарождающейся революционной ситуации. Действие происходит в Тифлисе,  и атмосфера города придает этой истории любви определенный колорит. Роль показалась мне очень интересной, потому что я - не актер экшена, я - актер психологического кино, того кино, где есть "экшн" душевный.  
Существует мнение, что каждый актер должен быть адвокатом своей роли. Поэтому скажу, что мой герой мне симпатичен, не смотря на то, что он на меня совершенно не похож. Он - человек, скажем так, "не из моей компании", но я попытался его понять и полюбить. 
Для раскрытия образа моего героя в этой картине очень важна религиозно-философская тема. Он - человек тонко и глубоко чувствующий, но боящийся в этом признаться себе и окружающим. Его любовь также неоднозначна. И мне бы хотелось, чтобы каждый зритель сам решил, что движет героем - настоящее чувство или собственничество. Думаю, в каждом человеке может сочетаться и то и другое.
Это серьезное кино. И режиссер картины Татьяна Воронецкая, работать с  которой было легко, уютно и спокойно, очень хорошо знала, снимая эту картину, что она хочет получить в результате. 

Николай Фоменко:

Меня привлекла литературная первооснова. Нагибин - бесспорное достояние нашей отечественной литературы. Рассказ, по мотивам которого снята эта картина, -  прекрасное произведение. В нем есть та глубина, которая мне интересна,  с актерской точки зрения, в первую очередь.  Самое главное в этом фильме - не сюжетные коллизии, а причинно-следственные связи в человеческих отношениях. Мой герой - инкогнито,  потому что не столь принципиально, кто именно сделал революцию, а принципиальны ее последствия. 
Хотелось бы отдать должное режиссеру Татьяне Воронецкой, с которой у нас сложились прекрасные отношения на съемочной площадке. Для артистов-профессионалов необходимо, чтобы режиссер точно знал, чего он хочет. Тогда он тонко чувствует то, что происходит с актерами в кадре. Татьяна обладает этим даром, и это очень важно.    

Татьяна Воронецкая, режиссер-постановщик:

Это не артхаус, но полноценное авторское  кино, и жанровое в том числе. Снимая нашу картину, мы также искали формы жизни для великой русской литературы в условиях современной культуры. История противостояния героев - это вечная история отношений мужчины и женщины. И я подумала о том, что она может быть интересна и актуальна для экранизации, поскольку текст Нагибина посвящен не сиеминутной современности, а духовному состоянию общества в целом. Сценарий был написан сценаристом Дмитрием Соболевом, автором сценария "Острова" Павла Лунгина. Наша дружба началась с  "Рецепта колдуньи" и продолжилась на этой работе. Дмитрию очень хорошо удалось уловить атмосферу времени начала двадцатого века, Тифлиса, в котором происходит действие картины, передать предчувствие  начинающейся революции, прописать характеры и проследить за сменой психологических состояний героев и развитием их непростых отношений.   

Николай Немоляев, оператор:

Когда Татьяна Воронецкая предложила мне снимать эту картину, я отреагировал с большим удовольствием. Меня привлек не только великолепный сценарий, но еще и тот факт, что работа над этой картиной требовала повышенного интереса к портретам героев,  что является для меня излюбленной профессиональной историей. Я старался уловить все грани душевного трепета артистов, подчеркнуть их освещением. В этом мне помогала режиссер, к которой я бесконечно приставал с вопросами о причинах и смысле непростых отношений героев, а также сами актеры - Виктория Толстоганова и Даниил Спиваковский.  Их талант напоминал мне класс лучших артистов прошлых лет, за которыми я наблюдал в окошко кинокамеры многие годы.   

Отзыв о фильме "Натурщица"

Когда в Советском Союзе хотели похвалить произведение искусства, в котором жизнь человека рассматривалась на фоне потрясений, пережи ваемых страной, использовали выражение "судьба человеческая - судьба народная". Оно истерлось от частого употребления и превратилось в штамп.
В перестройку мы над ним вдоволь поиздевались.
Меж тем, именно сопряжение отдельной человеческой судьбы с судьбой народа является стержнем как нетленных шедевров ("Баллада о солдате", "Летят журавли"), так и просто хороших картин, ценимых многими поколениями зрителей ("Дом, в котором я живу", "Москва слезам не верит").
В "Натурщице", снятой  Татьяной Воронецкой по рассказу Нагибина "Трое, один и еще одна", действие разворачивается в старом Тифлисе 1913 года. В центре повествования - частная история с трагическим финалом. Ленту можно смотреть, как  мелодраму в костюмах и вполне дозволительно любить ее лишь за накал страстей, раздирающих основных персонажей.
Однако, на мой взгляд, основным достоинством "Натурщицы" является проекция мелодрамы на ситуацию гибнущей страны. Тогда трагедия красавицы Пшебышевской будет читаться как предвестница трагедии российского государства.
Татьяна Воронецкая не акцентирует внимание на социальной сущности своей картины. Наоборот, она всячески подчеркивает камерность рассказанной истории, дает артистам наиграться в мелодраму (работы Даниила Спиваковского, Виктории Толстогановой, Даниила Страхова, Николая Фоменко заслуживают высочайшей оценки)…
Но куда не денешься от 1913 года. И от того, что в одном из номеров провинциального отеля происходит объяснение любовников, а в другом - таинственный революционер печатает прокламацию, начинающуюся словами "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
В фильме "Натурщица" постановщица сделала попытку вернуть русский кинематограф на тот путь, следуя по которому он в прошлом добивался крупных успехов.

Сергей Лаврентьев, журнал "Профиль"