/

«Исаев»: возвращение к истокам

Александр Бабицкий.

Сериал «Исаев», пожалуй, самая долгожданная премьера телесезона. Зрительское ожидание нарастало с того момента, как стали появляться слухи о съёмках этого проекта, начавшихся ещё в 2007 году. Во-первых, вряд ли найдётся в нашей стране человек, который не любил бы Исаева-Штирлица - персонажа романов Юлиана Семёнова и сериала «Семнадцать мгновений весны», ставшего неотъемлемой частью отечественного фольклора. Поэтому снова увидеть этого персонажа на экране очень интересно и интригующе.

 

Во-вторых, сериал «Исаев» снял режиссёр Сергей Урсуляк, создатель телевизионного фильма «Ликвидация», имеющего все шансы со временем стать «брендом» почти таким же знаменитым, как и «Семнадцать мгновений весны». Всё это обещало нам очень и очень интересное зрелище. И это предчувствие «ну, сейчас нам покажут нечто такое…», судя по всему, сыграло с сериалом Исаев не то чтобы злую, но неоднозначную шутку.

Прежде всего, нужно отметить, что «Исаев» на фоне абсолютного большинства отечественной сериальной продукции выделяется в лучшую сторону. В этом никто не сомневался ещё до премьеры - имя Сергея Урсуляка было Исаевсвоеобразной гарантией того, что нам не подсунут очередной «мыльнооперный» ширпотреб. С точки зрения кинематографического ремесла «Исаев» заслуживает только комплиментов. Невооружённым взглядом видна огромная подготовительная работа, касающаяся воссоздания атмосферы первых лет советской власти, проработки деталей, профессионализма массовки и т.п. Грамотно выдержан повествовательный ритм, хорошо поддерживается напряжение и детективная интрига, которую умело разнообразили лирическими отступлениями и юмористическими сценами. Не к чему придраться и в операторской работе - с одной стороны, присутствует здоровый и оправданный консерватизм, с другой, нет и в помине присущей многим современным «кинам» зацикленности на съёмках в одном-двух ракурсах. И, конечно, очень высокий уровень актёрского ансамбля, в котором в каждой, даже второстепенной роли занят самобытный и талантливый актёр. Все эти достоинства сериала «Исаев» нельзя не отметить, но...

Но этот телефильм изначально приготовились оценивать по самой высокой планке. Шутка ли - с легендарными «Семнадцатью мгновениями весны» стали сравнивать. И пусть Сергей Урсуляк и заявляет, что он не хотел снимать фильм в духе знаменитого шедевра семидесятых, осмелимся ему в этом не поверить. Во-первых, если бы не параллели с «тем» Штирлицем, вряд ли бы вообще взялись за съёмки «Исаева». Ведь романы Семёнова, рассказывающие о молодых годах Владимирова-Исаева-Штирлица, уже были экранизированы, причём ещё до творения Татьяны Лиозновой. Так что возвращение к истокам в исполнении Урсуляка и продиктовано желанием показать зрителю, каким был именно тот Штирлиц, сыгранный Вячеславом Тихоновым, за 20-25 лет до весны 1945 года. Поэтому от сравнения с «Семнадцатью мгновениями весны» никуда не уйти, иначе было бы не честно - если уж вы привлекаете внимание зрителей к сериалу с помощью любимого образа, будьте готовы к тому, что ваше творение будут сравнивать с «исходником».

И вот как раз это сравнение по большинству позиций будет не в пользу современного варианта молодых лет Максима Максимовича Исаева. Начнём с того, что бросается в глаза, а точнее, в уши. Сергей Урсуляк абсолютно оправданно решил сохранить основные музыкальные темы из «Семнадцати мгновений», написанные Микаэлом Таривердиевым. Но почему-то этот на первый взгляд лаконичный и скупой, но в действительности внутренне насыщенный музыкальный стиль не был выдержан до конца. Оставив знакомые мелодии, создатели фильма добавили к ним множество новых, которые из-за своей излишней эмоциональности, мелодраматичности и цветистости ну никак не подходят к привычному стилю рассказа об Исаеве-Штирлице. А если ещё и вспомнить о том, что музыкальное сопровождение присутствует практически в каждой второй сцене, так оно ещё и быстро надоедает.

Такая же ситуация и с цветовой гаммой. Решение Урсуляка использовать чёрно-белые, классические тона, встретило всеобщее одобрение - особенно на фоне довольно неоднозначного эксперимента с раскрашенными «Семнадцатью мгновениями». Но режиссёр и здесь не выдержал единую линию: часть сцен чёрно-белые, часть - цветные. Возможно, режиссёр хотел вложить в этот цветовой калейдоскоп какой-то глубинный смысл, но тогда он заложен слишком глубоко, не докопаешься. Скорее всего, последовательность в этом вопросе (либо всё чёрно-белое, либо всё цветное) была бы лучшим вариантом.

Несмотря на то, что сериал называется «Исаев», самого Исаева в нём не слишком много. Зато предостаточно каких-то побочных сюжетных линий, сцен, со всеми подробностями рассказывающих о поступках и судьбе второстепенных персонажей. С одной стороны, это более близкий к литературному тексту Юлиана Семёнова вариант. С другой - такое обилие подробно раскрытых перед нами персонажей рассеивает зрительское внимание, отвлекает от главного героя, ради которого, собственно говоря, мы и смотрим этот фильм. Зритель включает телевизор, чтобы увидеть «молодого Штирлица», а этого Штирлица ему показывают 5-10 минут в каждой 45-минутной серии. 

О прекрасном актёрском составе сериала уже сказано, но настораживает следующий момент - практически про каждого актёра можно сказать, что он снимался в сериале «Ликвидация». Исключений настолько мало, что их почти и не заметно. Спору нет, каждому режиссёру удобнее работать с проверенными «кадрами», но в итоге слишком много ассоциаций с предыдущим проектом (одни и те же лица).

Что касается, пожалуй, главного вопроса, насколько Даниил Страхов достоин играть «будущего Штирлица», то здесь нужно снять шляпы и другие головные уборы перед создателями фильма - исполнитель роли, условно говоря, «молодого Тихонова», подобран идеально. Мало того, что Страхов и внешне похож на Вячеслава Васильевича. Так он ещё и сумел органично совместить в своей игре и некоторые характерные черты Штирлица из 1945 года, и индивидуальные особенности молодого человека, только начавшего свой жизненный путь. Без всяких преувеличений - блестящая актёрская работа.

Получается, что сериал «Исаев» это качественный сериальный продукт, который в роли самостоятельного проекта заслужил бы высших оценок, но не вызвал бы ажиотажного интереса, а при сравнении с «Семнадцатью мгновениями весны» вызвал интерес, но оказался менее удачным.

http://www.nashfilm.ru/modernserials/4118.html

comments powered by Disqus