/

Игорь Скляр в многосерийном фильме "Семейный альбом" на Первом канале с 15 февраля в 21.30

ТЕЛЕГИД  ТВ  Первый канал

Члены большой, дружной, интеллигентной семьи Колокольцевых вместе переживают радости и горести, ищут смысл жизни и решают житейские проблемы. Отец и сын Колокольцевы, ученые-физики, не мыслят своей жизни без любимой работы и готовы жертвовать многим ради науки. Возможно слишком многим. Николай Колокольцев считает, что предусмотрел все последствия поступка, совершаемого ради своей мечты. Но событие одного субботнего летнего дня резко меняет жизнь всех членов семьи.

     
         
      
      
     
   
   
   
   
   
    
   
Пятидесятые годы 20 века. СССР. Время, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, когда молодой была страна и граждане ее верили, что еще нынешнее поколение будет жить при коммунизме. То, что сейчас кажется пафосом, было настоящей жизнью и настоящей любовью – к своей родине, к профессии, к людям, к стране. Большая семья академика Колокольцева живет на даче под Ленинградом: сам академик с женой, Колокольцев-младший - тоже блестящий ученый-физик, его жена и две дочери, Ольга и Катя. В 1955 году проект Колокольцева-младшего неожиданно закрывают - в тот самый момент, когда ученый стоит на пороге большого открытия. Вскоре после этого Колокольцев погибает при таинственных обстоятельствах. И семья начинает разваливаться на части - измены, страхи, старые обиды и новые увлечения словно разводят героев в разные стороны из старого и родного дома. Все они, так или иначе, оказываются перед сложнейшим выбором: что важнее - личный успех, большая наука, карьера, родина - или семья, то единственное место, где человеку по-настоящему хорошо, где его любят и принимают таким, как есть. И все герои делают свой выбор - иногда роковой...

Продюсер Олег Газе: "Это рассказ о настоящей любви, семейных ценностях, о сложности сделать правильный выбор. Я бы его и нашим детям рекомендовал. И, как правило, в каждом хорошем фильме, а мы искренне верим, что "Семейный альбом" именно таков, каждый зритель найдет для себя что-что свое: кто-то глубокую философскую мысль, кто-то интересное, почти детективное приключение, а кто-то с замиранием сердца будет следить за любовными перипетиями героев. Я лично с удовольствием слежу за всеми линиями нашего фильма".

Режиссер Леонид Прудовский: "Когда я прочел первую серию "Семейного Альбома", меня буквально заколдовала атмосфера 50-ых годов в СССР, то есть юношество моих родителей. Ну и, конечно, международная интрига, бегство героя из страны в страну, когда понятие "заграница " было так далеко от советского народа".

Игорь Скляр: "Герой,… скорее вся история в целом, она достаточно документальна, правдива, там есть человеческие чувства, переживания, человеческая логика поступков. Мне мой герой показался человеком на распутье, а это всегда интересно воспроизвести! Что такое "человек на распутье"? – да это самое интересное! Как человек принимает решение, как…жалеет потом о нем, а вернуть ничего нельзя: в общем, всё похоже на правду! И только такие сценарии и персонажи меня и привлекают.

Мой герой - учёный, который стоял перед выбором: работа или семья, долг или любовь, родина или бегство. Он в постоянном выборе существует, он уехал, потом решил вернуться, страстно стремился обратно на что это не совсем правильно рассказывать, нужно просто посмотреть "Семейный Альбом".родину, ан нет, время ушло: в одну реку два раза нельзя. Я считаю,

Сценарист Марина Эстер "Мне хотелось написать не просто историю семьи, а историю о том, как важна семья для каждого человека. Все главные герои, так или иначе оказываются перед сложнейшим выбором: что важнее - личный успех, большая наука, карьера, родина - или семья, то единственное место, где человеку по-настоящему хорошо, где его любят и принимают таким, как есть. И все герои делают свой выбор - иногда роковой. 1955 год - время переломное. Еще жива и близка была война, сталинская эпоха с ее великими репрессиями и великими свершениями. Но Сталин уже умер, война закончилась - и люди отчаянно мечтали о новой, счастливой жизни. Жить в такие времена невероятно сложно, но писать о них - большое удовольствие".

Все герои вымышлены. И все - типичны для того времени. То, что в центре фильма - семья ученых, не случайно. Советская наука (особенно физика) всегда была миром грандиозной романтики, грандиозной смелости. И грандиозного бескорыстия. Ведь Николаю Колокольцеву (Игорь Скляр) важна не карьера, не должности, не деньги, даже не сам успех. Он хочет решить большую научную проблему, борется за открытие, которое имеет значение для всего мира. По большому счету, он выбирает между семьей (и собственным маленьким счастьем) и счастьем всего человечества. И теряет при этом абсолютно все. Это очень интересно - поставить героя в такое непростое положение".

Сценаристы "Семейного Альбома" Руслан Галеев, Павел Тетерский

Были ли положены в основу сюжета какие-то реально произошедшие события? Почему именно 55-й?

"Нашей целью было создание атмосферы с помощью колоритных элементов времени и развитие характеров через перипетии, которые возможны были именно там и именно тогда. Что касается реальных исторических параллелей, то они есть - но не в глобальном сюжетном плане истории. Скорее, эти параллели в элементах сюжета.

Во-первых, конечно, это гонка в области создания лазера, которая действительно имела место быть. В начале, 50-х это было одним из крутейших челленджей для обеих физик - советской и американской. В 1954 г. наши с американцами независимо друг от друга построили "Мазер" (до 1959 г. он назывался именно так) на молекулах аммиака, а затем несколько лет шли в буквальном смысле нога в ногу, пытаясь его усовершенствовать. Где-то мы оказывались первыми, где-то они. Причем, несмотря на холодную войну, ученым реально организовывали встречи и симпозиумы, и часто к тому или иному изобретению они шли вместе. Собственно, отсюда и выбор времени действия.

А во-вторых, мы с огромным удовольствием обращались к литературе шестидесятников, и часто это давало нам основу для создания тех или иных сюжетных поворотов. В частности, перечитывали Аксенова, Домбровского, Солженицина, Гроссмана и т.д. Нам важно было понять внутреннюю атмосферу эпохи. И лучше книг и воспоминаний очевидцев в этом никто не мог помочь.

Конкретных прототипов у "Семейного Альбома" не было. Мы думаем, если советскому ученому и удалось бы сделать то, что сделал Николай Колокольцев (Игорь Скляр), это сразу стало бы Гостайной и общественность бы об этом никогда не узнала. Впрочем, как мы уже упоминали, есть некие пересечения с реальной историей изобретения лазера.. Но те или иные качества персонажей мы так же заимствовали. Например, один из наших любимых персонажей второго плана - картавый и неунывающий студент Гигевич, запросто мог работать в НИИЧАВО братьев Стругацких. А когда писался кавторанг Астахов ( Евгений Сидихин), мы невольно вспоминали героев Гроссмана. Ну, а любимый персонаж первого плана – Катя (Суркова Ксения) - наверняка, гуляла по одним улицам с младшими детьми Градовых из "Московской Саги"".

О героях "Семейного альбома"

Режиссер Леонид Прудовский: "Кастинг фильма был очень сложный, Игоря Скляра я помнил по детству - "Мы из джаза" ну и конечно, "На недельку до второго..." Хотя он много чего сделал с тех пор. А мы искали советского ученого и семьянина, в котором проснется сумасшедчинка, человека, который способен вырваться, рискнуть, поставить на кон все. Когда Игорь Борисович (роль Николая) пришел на пробы, было ясно с первой минуты, что это "Он".

Даниила Страхова (роль Ляпунова), я знал по его роли молодого Исаева, он мне там дико понравился - он нес в себя шарм настоящего киногероя и еще - он настолько глубоко перевоплотился в молодого Исаева, что я постоянно ловил себя на мысли, что передо мной молодой Тихонов.

Эра Зиганшина (Галина Васильевна, жена Академика) - это было мое все. Глубокая, мудрая, сильная. Полчаса общения с ней, и я не пожалел что так быстро утвердил ее.

Умение Евгения Сидихина (Астахов) перевоплотиться в неотесанного военного и притом не потерять мудрую, человечность купила меня довольно быстро, как и тонкая интеллигентная натура Бориса Леонидовича Романова (Академик), с его бесконечным профессионализмом и готовностью работать, невзирая ни на какие преграды. Я помню сцену в Женеве, в которой Борис Романов должен был быть в одном пиджаке, и начало которой мы сняли в октябре в Питере и конец - в декабре в Риге, при температуре минус 10. Вокруг все были одеты в шубы, а Романов в пиджачке. С его упорством и самоотдачей можно сравнить лишь талант Татьяны Черкасовой (роль Надежды), которая не позволила вывихнутой ноге помешать ей бегать, водить машину, и даже танцевать. Как раз молодых артистов было сложно выбирать, так как я впервые столкнулся с таким количеством талантливых, молодых и красивых артистов. Так получилось, что на первые пробы пришли Татьяна Черкасова и Екатерина Олькина (Роль Ольги), и не смотря на долгий кастинг после, обе актрисы так и остались с нами. И ни в коем случае нельзя забывать замечательный тандем Ксении Сурковой (роль Кати) и Ивана Шибанова (роль Сухоцкого), а также великолепного артиста Владимира Фридмана, сыгравшего роль Лившица".

Актриса Татьяна Черкасова: "Я попыталась вложить в свою Надю собственное восприятие жизни и отношение к миру. Мне всегда был интересен человек в стесненных обстоятельствах: что с ним происходит, когда он остается наедине с самим собой. Так у Нади, моей героини, появился характер, вместе с режиссером мы ее оживили, и она обрела себя.

Надя никогда не жила своей жизнью, она жила ради семьи. Жить с человеком, который влюблен в науку, совсем не просто, но для неё муж и дочки - смысл её бытия. Их семейный альбом - это мир, где она находила гармонию и счастье. Гибель любимого человека переворачивает всю её жизнь. Не веря в его смерть, она не может найти опору. Девочки выросли, и у них начинается своя жизнь, в доме, где она жила вместе с родителями мужа, ее не очень рады видеть. Гармония нарушена, любимого человека, ради которого она жила и отдавала всю себя без остатка, больше нет рядом. И перед ней выбор: как жить дальше?...."

Евгений Сидихина (роль Астахова):

"Но для меня существует человек в первую очередь, человек в своих обстоятельствах - интересен он или нет. В этом фильме герой был мне очень интересен: одинок он или нет, что он делает, чтобы уйти от одиночества. Я не психолог, чтобы определять психотипы, для меня важен в каждой роли - человек.

Бывает так, что очень не хочется, что бы проект закончился. Хочется вновь и вновь приезжать на съёмочную площадку встречать тех, с кем интересно общение, с кем можно поспорить, кого с удовольствием можно выслушать".

Актриса Екатерина Олькина (роль Ольга):

"Моя героиня Ольга девочка, выросшая в интеллигентной семье, но слишком избалованная и "залюбленная" бабушкой. Легкая, полная надежд и мечтаний. Хочет стать актрисой, чтобы и дальше по жизни быть в центре внимания, так она представляет себе эту профессию - цветы и аплодисменты! А о том, что нужно много трудиться, она и не задумывается. Для неё сначала привычнее плыть по течению, она не умеет и не хочет принимать решения. И жениха не выбирала, просто друг семьи, ученик папы... Папа (Николай, роль И.Б.Скляра) очень важен для всей семьи. И для Ольги, тоже его очень не хватает… Как только нужно принять важное решение, она сразу включает "маленькую девочку ", чтобы всё сделали за неё! Моя героиня, за две недели до свадьбы ради молодого и преуспевающего чиновника, которого играет Даниил Страхов, бросает своего жениха. Далее по сюжету мужа Ольги, (персонаж Даниила Страхова), направляют в длительную командировку в Бельгию, и какое-то время их семья живет в Брюсселе. За "железным занавесом" она, насмотревшись на другую жизнь, начинает подражать западным красавицам, посещает салоны красоты. Наш художник по гриму Сергей СИРИН черпал вдохновение в обликах кинодив того времени. Созданные им образы помогли найти линию внутреннего развития Ольги. Ну а образ, навеянный героинями прекрасной Одри Хепберн, вызвал восторг у всей нашей команды. Когда я появлялась на площадке партнеры и коллеги не сразу меня узнавали".

О съемках фильма

Режиссер Леонид Прудовский с оператором Владимиром Баштой просмотрели фотографии 50-х-60-х годов, стараясь повторить атмосферу цветом, ракурсами. Они отсмотрели десятки фильмов того времени, и скрупулезно изучали, как одевались и говорили тогда, дух того времени, что было во взглядах, в движениях и т.д.

Ну и, конечно, художники и костюмеры внесли самый большой вклад в воссоздание атмосферы. "Особенно хотелось бы подчеркнуть художника по костюмам Елену Брянскую, которая для меня просто богиня костюмов",- говорит режиссер Леонид Прудовский.

Тщательно создатели и отнеслись к озвучанию фильма, они хотели добиться звука, который напоминал бы советское кино.

Звукорежиссёр Ирина Викулина:

"Пересмотрев десяток фильмов того времени, мы решились на некий симбиоз "тогдашнего" микса и "сегодняшнего". Понятно, в те годы мало было спецэффектов и фонов - в основном речь, музыка и кое-где синхронные шумы. Мы постарались совместить традиции и, скажем так, развлекательность. Сделать это было бы невозможно, без музыки тех лет. Мы переслушали огромное количество композиций, как советских, так и зарубежных (напомню, действие происходит в Советском Союзе, Бельгии и США 50-х-60-х годов) . Потому и джаз, и рок-н-ролл, и, естественно, советская эстрада. И, конечно, классика. Выбрали довольно много треков, поддерживающих драматургию того или иного эпизода. Кстати, еще на этапе сценария было оговорено - используем фрагменты кино тех лет. Например, "Разные судьбы" и "Человек-амфибия".

Ведь самая главная задача для звукорежиссера - создать нужную атмосферу…. Фоны, кстати, специально писали, выезжали на натуру, в старинный дачный поселок под Москвой, записывали атмосферу "Дачи Колокольцевых".

А с синхронными шумами вообще "намучились" - взяли обувь тех лет. Что-то было, студии больше 25 лет, так что много чего старинного есть, что-то на Ленфильме, а кое-что покупали специально под проект. Раньше отлично обувь делали - не на один сезон, подошва кожаная, каблук чуть глуховат…песня! Честно говоря, игра артистов вдохновила. Академики - Эра Зиганшина и Борис Романов получились людьми тех лет, а значит, должны были остаться ими буквально во всем, вплоть до походки и стука каблуков. А вот американцы "ходили" итальянскими армейскими берцами 42 года выпуска, Игорь Скляр - дорогой итальянской обувью. Ведь шаги - это не просто тук-тук, а драматургия!"

В одном из эпизодов, который снимали в Санкт-Петербурге, по сценарию персонаж Скляра должен был переодеться в подворотне. "Прямо во время дубля неожиданно послышался мат из окон второго этажа, оказалось, что ругалась дворничиха, решив, что какой-то хулиган забежал по малой нужде. Было очень смешно!",- вспоминает актер.

Для роли Игорю Скляру половину картины приходилось клеить бороду. "Это было ужасно неудобно и мучительно, И вот, когда меня позвали сниматься уже в следующем фильме и сказали, что нужно играть с бородой, я попросил: "Подождите полмесяца, пока я свою не отращу!".

Россия, 2015, цв. (16+)

Режиссер: Леонид Прудовский

Сценарий: Марина Степнова, Павел Тетерский, Руслан Галеев В ролях: Игорь Скляр (Николай), Татьяна Черкасова (Надежда), Даниил Страхов (Ляпунов), Екатерина Олькина (Ольга), Иван Шибанов (Сухоцкий), Ксения Суркова (Катя), Эра Зиганшина (Галина), Борис Романов (Академик), Евгений Сидихин (Астахов), Зоя Буряк (Маняша), Владимир Фридман (Лившиц), Владимир Матвеев (Отец Ляпунова), Виталий Олечкин (Коля Ляпунов), Ирина Ракшина (Мать Ляпунова), Никита Барсуков (Миша Шишкин), Александр Сластин (Авакумов Константин Арнольдович), Семен Фурман (Директор театра), Александр Тютрюмов (Главный редактор газеты), Елена Лопаткина (Женечка)

Оператор: Владимир Башта

Композиторы: Гарри Канаев, Алексей Артишевский

Производство ООО "ЩУКА ФИЛЬМ"

Мелодрама.

Источник

На страницу фильма "Семейный альбом"

comments powered by Disqus