/

Война учит любви


Издание «Мурманский Вестник»
Выпуск N 37 от 1 марта 2008


Прыгаешь в жаркий летний день в озеро - так, пополоскаться, освежиться. А через краткий миг понимаешь, что вокруг творится нечто странное: становится холоднее, а толщу озерной воды раз за разом пронизывают автоматные очереди. Выныриваешь, а там - еще круче - минометный обстрел и дождь, солнышка не увидать. На берегу нет твоей одежды, а есть незнакомые люди в плащ-палатках со знаками отличия, что были в ходу у Красной Армии лет так шестьдесят пять назад... И это - совсем не ролевая игра и не учения. Это - война, а на календаре - 42-й год.


Вот в такой «засаде» оказались герои нового фильма - «Мы из будущего», что идет сейчас во многих кинотеатрах страны, в том числе и в мурманских. Картину так много и навязчиво рекламируют, что, честно признаюсь, шел смотреть с некоторой опаской. А вдруг обманут? Вдруг за красивой обложкой - пустота? К счастью, новое кино оказалось очень достойным - сделано крепко, на совесть. И, как показалось, без фальши.

Для недавних завсегдатаев ночных клубов, «черных копателей», очутиться в пространстве между жизнью и смертью - не просто шок и жестокое испытание, но и возвращение к тому настоящему, что есть в каждом из нас, не совсем еще пропало в нашей беспрестанной погоне за рублем и благополучной жизнью, к вещам вечным, непреходящим. Каким? Самым, казалось бы, обычным. Война учит их в первую очередь любви: к родной стране, к женщине, даже, как ни странно, друг к другу. Новые, пограничные состояния, что переживают они в пространстве картины, делают героев настоящими, словно бы оживляют их - освобождают от масок, за которыми современные люди скрывают истинное свое нутро, порой подленькое да гаденькое.

Причем показано это не занудно, без нравоучительства и дешевой патетики. В этом авторам картины помогает юмор - посмеяться за полтора часа просмотра есть над чем. Зрителей ждет немало ситуаций, в которых смех и слезы - рядом. И, слава богу, комические моменты выглядят очень уместно, вне пошлости и кощунства над святым для каждого из нас прошлым - Великой войной.

Даже кино - и фотоцитаты, которых в «Мы из будущего» немало, смотрятся в общей художественной канве фильма очень естественно, органично. Это и главный герой, который в плену, хлопнув залпом стакан шнапса, отказывается от предложенного немцем куска хлеба: «После первой не закусываю!» Прям Андрей Соколов из «Судьбы человека». Тут же и лейтенант, поднимающий взвод в атаку, - калька с известного снимка фронтового фотографа Макса Альперта «Комбат». Повторюсь, выглядит это естественно и совсем не коробит.

Единственное из увиденного в «Мы из будущего», что несколько раздражает и совсем не соответствует действительности, - это длина юбки медсестры Нины. Уж очень коротка «кольчужка». Дело даже не в том, что не уставная. А в том, что лазать с голыми коленками по переднему краю, в окопной грязи попросту неудобно. Тут обычные галифе гораздо сподручнее. Да и приличнее - к чему мужиков-то лишний раз смущать? Ну это уж чисто киношная «фишка» - мол, так зрелищней. Что ж, может, оно и так...

Главные роли, к счастью, исполняли совсем молодые, неизвестные, не успевшие надоесть актеры. И это, думается, только на пользу картине - разговор со зрителем здесь идет как бы с чистого листа, без оглядки на прежние роли. Конечно, знакомые лица в фильме есть, но их немного - Борис Галкин привычно органичен в роли старшины, который, по словам одного из персонажей, «один - целого взвода стоит». Ну и Даниил Страхов, конечно, сыгравший в «Мы из будущего» лейтенанта Демина. Страхов хорош - стоит вспомнить его Юрку Шарока в «Детях Арбата». Он и сейчас достаточно популярен, но вскоре, думаю, «проснется знаменитым» - Москва уже вовсю говорит об «Исаеве», что снимает сейчас Сергей Урсуляк и где Страхов играет молодого Штирлица.

«Мы из будущего» адресованы, конечно, в первую очередь людям юным - старшеклассникам и студентам, сверстникам героев. Это - попытка говорить с молодыми людьми на доступном, понятном им языке. И, на мой взгляд, попытка удачная. Долгое время у нас такого кино - в хорошем смысле слова пропагандистского, способного не только развлекать, но и воспитывать (причем не в лоб, а аккуратно, умно, правильно) - не имелось вообще. Сейчас, к счастью, такие работы появляются. Причем очень разные. Тут можно вспомнить и киноповесть «Курсанты», и новую экранизацию «Молодой гвардии» -«Последняя исповедь».

Итак, в «Мы из будущего» сегодняшние двадцатилетние видят себя.

Какие они в начале картины, до визита в иную эпоху? Отчетливые «плохие» парни. Один - по кличке Череп - наци, со свастикой на плече, второй - этакий бездумный ботаник-компьютерщик, третий - поклонник рэгги с копной соответствующих косичек на голове. Наконец, главный, которого парни называют Борманом, умный и циничный заправила их чернокопательного бизнеса - бывший студент исторического факультета, достаточно образованный, много знающий о той эпохе, в которую попадают ребята. Надо отметить, у парня есть и голова на плечах, и чувство грани, за которую переходить нельзя. Ведь именно он удерживает своих пьяных подельников от расстрела останков (черепа!), обнаруженных в блиндаже, что они нашли на месте боев.

Да нет, обычные ребята... Ничего выдающегося - и не сволочи совсем уж отпетые, и, понятное дело, не герои. Ну что сделаешь, если однажды выбрали «Пепси»? Время такое. А тут вот - так уж судьбе было угодно - попали они в другое время. По плечу ли им подобное испытание? Думается, вопрос этот можно не только к персонажам картины отнести, но - ко всем нам.

А у фильма-то, к слову, финал открытый. Что будет с ребятами после возвращения в наш мир? Это каждый - и среди киношных героев, и среди нас, зрителей, - определит для себя сам. Тут они и мы - в ситуации свободного выбора. Впрочем, как мне видится, герои нового фильма этот выбор уже сделали - на войне...

Дмитрий КОРЖОВ

http://www.b-port.com/smi/6/3880/72199.html

comments powered by Disqus