/

Исаев влюбился вопреки правилам

Исаев

«Телесемь» выяснила, так ли красиво и интересно жили секретные агенты, как герой сериала.

Михаил Любимов

Проект мы посмотрели вместе с Михаилом Любимовым (на фото с котом) – писателем, полковником КГБ и бывшим разведчиком, хотя… как известно, разведчики бывшими не бывают!

В сериале. Исаев – эрудит, интеллигент, знающий несколько языков. До того как перешел к красным, он воевал в армии Колчака. Михаил Любимов: Мы представляем себе чекистов того времени в кожанках, с патронташем на груди. Радует, что в фильме Урсуляка все по-другому. Ведь разведка в основном формировалась из руководящих партийных кадров. Многие из них пришли именно из стана белых.

В сериале. Исаев элегантно одет. В одной из сцен его начальник, наблюдая за тем, как он прихорашивается у зеркала, говорит: «Ты прямо как модница, которая собирается на курорт!» Также Исаев ездит на дорогих красивых машинах. М.Л.: Разведчик должен хорошо выглядеть, но не слишком модно. Тут важен баланс: произвести впечатление, но особенно не выделяться. Автомобили Исаева меня удивили. Шикарная машина обязательно вызовет подозрение. Достаток разведчика должен соответствовать реальности. Один наш агент в Англии получал из Центра немалые деньги и тратил их безмерно. Снял себе роскошную квартиру с бассейном, каждый день менял дорогие галстуки. Этим он привлек внимание контрразведки и в результате был арестован.

В сериале. Исаев работает под прикрытием журналиста. М.Л.: Это популярный ход. Он удобен, так как у работника СМИ и у разведчика одинаковые задачи – выведать информацию. Поэтому журналист не рискует попасть под подозрение из-за любопытства. Мне тоже приходилось выдавать себя за журналиста. Правда, это были небольшие операции, где мне не надо было раскрывать свою фамилию.

Исаев

Жена – помеха 

В сериале. Заметка девушки Сашеньки, которая нравится Исаеву, не прошла цензуру. Поддавшись чувствам, он добивается публикации материала и компрометирует себя. М.Л.: Это достоверная история. Разведчик – не робот, он может дать волю чувствам и промахнуться, как любой человек. Если ошибка не стала причиной грандиозного провала, то начальство его просто немного пожурит.

В сериале. Исаев говорит Сашеньке, что не может позволить себе влюбиться и завести семью, так как должен отдавать всего себя работе. М.Л.: Универсальной установки, что разведчик не должен иметь семью, нет. Но в отдельных случаях агентам действительно не рекомендовали жениться. Чаще всего это касалось нелегалов, которых отправляли за границу на долгие годы (нелегалы – разведчики, меняющие имя и биографию, и в случае их разоблачения Центр может от них отказаться. – Прим. «Телесемь»). Бывают задания, выполнять которые жена мешает… Например, завербовать секретаршу из министерства обороны.

В сериале. Исаев все-таки женится. Но вскоре его отправляют в Германию и запрещают взять с собой Сашу. Впереди разлука в 19 лет. М.Л.: Такие случаи бывали и в жизни. Полковник Абель работал в Европе и Америке, а жена и дочка оставались в СССР. Потом агента арестовали в США, и еще несколько лет он просидел в тюрьме, также не имея возможности видеть родных.

В сериале. Исаев долгое время не видел отца и скучает по нему. Начальство устраивает им встречу на железнодорожной станции, чтобы они просто посмотрели друг на друга. М.Л.: Это немного притянуто. Если разведка будет настолько идти на поводу у эмоций, то ее просто не станет. Может, в какой-то особой, исключительной ситуации это и допустимо. Но я таких случаев не знаю.

Исаев

Проколы и осечки

В сериале. Исаев испытывает дружеские чувства к идеологическому врагу Воронцову. Но когда ему надо спровоцировать Воронцова, чтобы потом завербовать, делает это без раздумий. М.Л.: Это нормально. Симпатия и уважение к достойному сопернику – это естественно. И у меня такое бывало, когда, например, приходилось иметь дело с членами английского парламента или правительства. Но настоящий разведчик должен через все это переступить и, сжав в кулак свое сердце, задвинув эмоции на второй план, выполнить задание. Это закон.

В сериале. Исаева подсаживают в тюрьму к писателю Никандрову, чтобы добыть от него необходимые сведения. М.Л.: Подсадка в тюрьму – распространенный прием, чтобы расколоть противника. Но бывают и осечки. С моим приятелем был случай: его, 25-летнего, подсадили в камеру к 60-летнему писателю. Они сидели вместе 2 дня, и друг был уверен, что расположил к себе автора. А тот написал записку начальнику тюрьмы: «Уберите от меня этого дурака!»

В сериале. Исаев уходит от слежки. М.Л.: Если ты на легальном положении, уходить от слежки – дурной тон, усилишь подозрения. За мной постоянно велась слежка, когда я работал в Англии. Один раз я даже пригласил сотрудников «наружки» в паб и угостил их пивом! Но если под наблюдением находится нелегал – это критическая ситуация. Значит, он прокололся и есть основания для его ареста. Тут нужно думать, как быстрее унести ноги!

В сериале. В здании контрразведки белые пытают коммуниста, и он выбрасывается из окна. М.Л.: Самоубийства во время допросов бывали часто. Один из реальных случаев: в 1925 году на Лубянке допрашивали Бориса Савинкова, он выбросился из окна 5-го этажа и погиб.

Исаев Вячеслав Тихонов

К ОТВЕТУ!

Чем дороги Исаев и его история создателям сериала? Какая оценка авторов «Мгновений» им интересна?

ДАНИИЛ СТРАХОВ, исполнитель роли Исаева:

…об истоках – Персонаж Тихонова увлекал меня еще в детстве. И в этом нет ничего удивительного. На него хотели быть похожими все романтически настроенные мальчишки. А я был именно таким. Но в том, что именно мне досталась роль юного Штирлица, я не вижу ничего мистического. Я не верю ни в какие цепи совпадений. Это просто огромная удача. В сериале мы не пытались повторить ни стилистику Татьяны Лиозновой, ни, упаси бог, в моем лице попасть в органику другого артиста. Мой парнишка-то совсем другой. Ему до Штирлица еще двадцать лет жизни, а это, простите, дистанция огромного размера.

о герое

– В «Семнадцати мгновениях весны» зритель мог лишь угадывать, какие чувства испытывает герой Вячеслава Тихонова. Сам он не имел права их проявлять. Его образ был загнан в рамки стереотипного поведения советского разведчика в тылу врага. Такие условия были поставлены перед авторами этого кино. И создатели фильма блестяще с ними справились. В «Исаеве» же зритель увидел героя в начале пути. В тот момент, когда Исаев начинает понимать, от чего ему предстоит отказаться. Он осознает, что лишиться придется в общем всего. Он может стать человеком без прошлого, без родины, без корней. Таким вырванным из пространства и посаженным в горшок, стоящий на некоем условном балконе.

…о любви

– Реально ли сохранить чувства на протяжении девятнадцати лет разлуки, как сохранили их Исаев с женой? Знаете, те времена были настолько честными и открытыми с точки зрения проявления эмоций, и народ так разломало и раскидало по всему земному шару, что таких историй, я думаю, было немало. Да и сейчас тоже. А мы все так или иначе живем воспоминаниями. Зачастую это единственное, что поддерживает в нас добрые чувства.

…о литературной основе

– В «Исаеве» интересная история в силу материала, на котором он основан. А основа – произведения Юлиана Семенова, из которых выкинута вся идеология и усилено то, что автор пытался сказать между строк. С литературной точки зрения к этим романам я отношусь спокойно. Сценарист же Алексей Поярков, который в свое время написал сценарий сериала «Ликвидация», эти произведения, что называется, «улучшил и углубил». И получилась история даже не про Исаева как такового, а про время, в котором он жил, показанное его глазами в том числе. 20-е годы XX века, где нет правых и виноватых, история про потерянных людей – в общем-то про нас с вами.

Cергей Урсуляк, режиссер:

– Идея создания этого сериала родилась случайно. Я отказался от одного проекта, и возникла необходимость срочно выбирать что-то другое. Под руку попалась книга Юлиана Семенова. Впрочем, считаю, что случайностей не бывает. И Семенов возник случайно внешне, но внутренне абсолютно обоснованно. В свое время он был одним из моих любимых писателей-детективщиков. Фильмы по его произведениям – «Семнадцать мгновений весны», «Противостояние», «Майор Вихрь» – тоже были любимыми. Даниил Страхов пришел на ум сразу, и так как он согласился, то ни о каких других кандидатурах я даже не думал. С автором «Семнадцати мгновений» Татьяной Лиозновой я не встречался. Зачем? Спросить ее: «Как вам удалось сделать такой замечательный фильм? Не поможете мне сделать такой же?» Это как в том анекдоте: «Боюсь, не было бы похоже на Эйзенштейна…» – «Не волнуйтесь, как у Эйзенштейна не получится!» Тот же случай! У меня есть огромное уважение к Лиозновой и есть моя работа, которая никак не конкурирует с ее фильмом, потому что конкурировать с ним бессмысленно. Я вырос на «Семнадцати мгновениях весны», и влияние этой картины будет чувствоваться, и какая-то общая стилистика будет присутствовать, но прямых параллелей проводить не нужно. Мне интересно мнение Лиозновой и Тихонова о моем фильме, но в меру. Скажем так: положительное мнение интересно, отрицательное – нет!

http://www.tvcenter.ru/programm/serial/Isaev-vljubilsja-vopreki-pravilam/

comments powered by Disqus