Проклятье пьесы "Макбет".

Светотени раскрывают проходимцев.

                                              

                                                                     Культура И ТВ

09:47, 14 марта 2019

8 марта на сцене Московского драматического театра на Малой Бронной состоялась премьера спектакля по знаменитой пьесе У. Шекспира «Макбет».

Sobesednik.ru расскажет, почему стоит посмотреть эту постановку.

В театральном сообществе считается, что над шекспировской пьесой «Макбет» нависло проклятие: легенда гласит, что первое представление пьесы (ориентировочно в 1606-м году) было пронизано катастрофой. Актер, играющий Леди Макбет, внезапно умер, и Шекспиру пришлось самому играть эту роль.

Согласно другим слухам, во время постановки актер, игравший короля Дункана, был убит, поскольку вместо бутафорских кинжалов использовались настоящие...

С тех пор пьесе откровенно не везло: «Макбет» сопровождали убийства, несчастные случаи, включая падение актеров со сцены.

Поэтому в помещении театра старались не произносить название пьесы в слух и заменяли ее эвфемизмом «Шотландская пьеса». И всем рекомендовали: выходите из театра, вращайтесь три раза, плюйте, ругайтесь, а затем стучите в дверь театра, чтобы вернуться…

Но, похоже, Театр на Малой Бронной это проклятье обошло стороной: в ожидании премьеры о «Макбете» говорили на протяжении нескольких месяцев, да и первый показ зрителю прошел более, чем удачно: в зрительском зале был аншлаг (даже все приставные места были заняты).

В этом есть заслуга режиссера «Макбета» Антона Яковлева, который решил перехитрить театральную судьбу пьесы и… убрал ведьм, оставив лишь маленькую девочку-предсказательницу.

Помимо ведьм, режиссер убрал и злосчастные кинжалы, заменив их черными пакетами – очевидно, чтобы точно ничего не случилось.

Впрочем, во всем остальном сценическая версия «Макбета» едва ли отличается от шекспировского оригинала: желание власти, соперничество, преступление, наказание – все осталось на месте и не подверглось режиссерским экспериментам.

Макбет возвращается с очередной победой домой, однако по пути ему (а также его «верному» другу Банко, который бросит при первой же возможности) встречается предсказательница. Она предрекла Макбету стать новым королем, а Банко – родоначальником целой королевской династии.

Макбет делится предсказанием с женой, и та подговаривает его убить короля, приехавшего к ним в замок. После гибели короля принцы сбегают, дабы их не постигла отцовская участь. Макбет становится наследником престола. Но ему этого мало – он устраивает заговор против Банко – не дают новому королю покоя слова предсказательниц про «родоначальника королевской династии»).

Сам лорд Макбет (Даниил Страхов) предстал перед зрителем не только как мужчина, желание власти которого пробудила предсказательница и подогрела супруга; не только как убийца, который практически потерял рассудок на фоне гибели жены (Настасья Самбурская) и его свержения с трона; Макбет – это человек, дух которого давно уже мертв:

«Макбет не создан для жизни. Он — Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. Будто выкопали античную скульптуру, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, который пытается вновь обрести смысл своего существования. Он либо изменит мир вокруг него, или разрушит его до основания» – утверждает режиссер Антон Яковлев.

И Макбет находит этот новый смысл жизни в борьбе за власть. Пожалуй, ему даже не нужен сам кровавый скипетр, главное – путь, который он для достижения цели воинственно проходит.

Да и сама тема несправедливо приобретенной власти и приход самозванца на трон сегодня звучит как-то особенно остро.

Режиссеру, постановщикам и актерам не потребовались ни нагромождение декораций, ни невероятных спецэффектов: все на сцене академично и просто.

Вместо занавеса раздвинутся тяжелые деревянные черные перегородки, напоминающие две стороны куба, и дальше в полумраке сцены разворачиваются события... В то же время, благодаря игре светотеней и атмосфере, воображение самостоятельно достраивает локации и интерьеры, в которых разворачиваются события.

В ролях: Даниил Страхов, Настасья Самбурская, Александр Голубков, Владимир Яворский, Илья Антоненко, Олег Кузнецов, Дмитрий Цурский, Андрей Субботин, Леонид Тележинский, Сергей Кизас, Максим Шуткин.