/

Как стать святой в эру капитализма



Таких фильмов катастрофически мало.Современный фильм о святости в миру –да еще и в пределах большого города – найти очень сложно. Пустующую нишу готов заполнить новый фильм Сергея Струсовского «Блаженная». В его основу легли судьбы сразу трех наиболее почитаемых на Руси блаженных стариц 

Таких фильмов катастрофически мало. О том, как становятся святыми, рассказывает разве что «Остров» Павла Лунгина, но там все внимание создателей сосредоточено на монашестве и феномене старчества. А современный фильм о святости в миру – да еще и в пределах большого города – найти очень сложно. Пустующую нишу готов заполнить новый фильм Сергея Струсовского «Блаженная». 

Героиня «Блаженной» Александра приезжает в Москву к своему деду – владельцу некоего крупнейшего холдинга Прохорову. Стереющий олигарх готов завещать единственной наследнице все свое состояние, выдав её за своего ближайшего помощника Романа. Мечтательная Саша совсем не против столь выгодной партии, однако обучаться хитроумному ремеслу финансистки она не очень-то жаждет. Вместо скучных лекций девушка предпочитает гулять по московским улочкам и рисовать прохожих, выбирая себе в натурщики гонимых бомжей и несчастных детей. 

Тут-то пытливый зритель понимает, что Саша, несомненно, обладает даром предвидения, а её случайно брошенные предсказания способны сбываться. Будь то скорая свадьба её домработницы с электриком или возвращение матери к брошенному негритенку. Причем, сбывается все это не просто так, а по её молитвам, сродни которым рисование портретов. Прямо об этом нигде не говорится, режиссер дает на это только легкие намеки (Сергей Струсовский настаивает на том, что каждая мизансцена его «Блаженной» исполнена глубочайшего смысла). Именно так аккуратно и прикровенно следует выстраивать повествование о юродивых – одном из самых загадочных проявлений русского менталитета. 

Прежде чем Александра окончательно встанет на путь юродства, ей предстоит пройти ряд тягчайших испытаний: попытка изнасилования, издевательское лечение нейролептиками в клинике, уродливая скоропалительная свадьба с Романом, покушение на убийство со стороны последнего, мучительная смерть помешавшегося деда-олигарха. 

Последняя как раз служит катализатором мистического дара Александры. Сидя у гроба некогда могущественного владельца финансовой империи она духовным зрением прозревает парад обиженных им людей: его сотрудницу, которой он подписал заявление на жилплощадь за сексуальные услуги; смертельно больную жену, диагноз которой он даже не стал выслушивать до конца; однокурсники, чей пиетет к Евангелию он долго и нудно высмеивал. Наблюдая весь этот паноптикум, чистая сердцем Саша сумела увидеть дедушку даже в младенческом состоянии, с незапятнанной душой. Именно эту душу она и вымаливает у Господа. 

Сложно найти какой-то один прототип образу Александры. В его основу легли судьбы сразу трех наиболее почитаемых на Руси блаженных стариц. «Географический фактор» заставляет вспомнить о Матроне Московской. Специфический художественный дар Саши отсылает к блаженной Любови Рязанской, которая вырезала из бумаги картины будущей жизни своих духовных чад. А финальная сцена, где в тверской деревушке кроткую Александру мучают злые дети, повторяет соответствующий эпизод из жития блаженной Ксении Петербургской. 

http://www.pravaya.ru/idea/18/15748

comments powered by Disqus